Бесплатная информационно-рекламная газета | Тираж 100 000 экземпляров | www.регион102.рф
Новости Виктория Симонова: «Хорошая музыка повышает качество нашей жизни». 13.11.2017



8 ноября в Башгосфилармонии им. Х. Ахметова за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу лектору-музыковеду Виктории Симоновой была вручена Благодарность министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского.



ДОСЬЕ:

Лектор-музыковед Башкирской государственной филармонии имени Х. Ахметова . Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Старший преподаватель кафедры истории музыки Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова, лектор Общественного факультета творческого развития и культуры УГНТУ. Замужем. Дети – Рената (28 лет) и Камила (24 года) . Хобби: читать книги, особенно бумажные.



Какое образование или специальные навыки надо иметь, чтобы разбираться в музыке? Где этому учат?

Чтобы профессионально разбираться в классической музыке, нужно рано вступить на этот путь и долго по нему идти. Музыка – штука бесконечная, а «разбираться» – относительное понятие, поэтому формальное образование – это не все. Музыку нужно много слушать, все время про нее читать и очень хотеть это делать – тогда начнешь разбираться, и чем дальше, тем острее будешь чувствовать, что ничего на самом деле не знаешь. Это словно плыть по океану в лодке и надеяться, что земля где-то всё-таки есть.



Стало ли для вас неожиданностью вручение вам благодарственной награды?

Признаться, я не ожидала получить эту Благодарность. Я же много занимаюсь именно пропагандой башкирской народной и профессиональной музыки, поскольку не перестаю её для себя открывать. Несколько лет назад мне посчастливилось выпустить книгу «Исповедь» с рассказом композитора Салавата Низаметдинова о своей жизни. И признание на уровне России впечатлило. Это, безусловно, творчески окрыляет и становится подтверждением того, что ты двигаешься в нужном направлении.



Музыковедов много, но все ли могут работать в сфере музыкального просветительства? Расскажите о своей профессии.

Рассказывать о музыке могут только очень увлеченные ею люди. Я пришла в профессию не по расчету, а по стопам моего отца, педагога-трубача Анатолия Михайловича Симонова. Полюбив музыку на всю жизнь, я захотела, чтобы и другие ее полюбили. Выступать на сцене очень непросто. Я прошла долгий путь, прежде чем почувствовала себя вправе говорить со взрослой публикой на равных. Музыковед-лектор должен много знать и многое уметь, а главное – любить и очень уважать зрителей, которые пришли на концерт. Удерживать внимание слушателей нужно не только интересным рассказом, но и на актерско-режиссерском уровне, быть то другом, то ментором, то вести за собой, то интриговать. Очень люблю также работать на концертах с детьми – здесь можно проявить столько выдумки и фантазии!


На концертах часто выступают приглашенные музыканты, дирижеры. Со всеми нужно найти общий язык. Это сложно?

Важно найти общий язык и со слушателями, и с исполнителями и вдохновить публику на восприятие, а артиста на исполнение. Музыканты за сценой и на ней – порой, разные люди. Они могут переживать, нервничать, бывают раздражены. Но своим спокойствием я стараюсь разрядить напряжение, несмотря на то, что сама почти всегда боюсь. Но, видя закулисную жизнь музыкантов, их честный труд и верность своему призванию, я могу добавить своё отношение и восхищение их талантами, говоря о них. Даже в небольшом вступительном слове я стараюсь выразить интонацией важность встречи с тем или иным музыкантом - маэстро Владимиром Спиваковым и органистом Владиславом Муртазиным, певицей Флюрой Кильдияровой и кураистом Азатом Аиткуловым, нашей прекрасной филармонической элитой и молодыми талантливыми ребятами. А как я люблю выступать с юными музыкантами из Среднего специального музыкального колледжа или Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева!


А какая вам музыка близка, какая эпоха? Что греет душу?

Я люблю музыку от сотворения мира до наших дней. Но греет душу та, в которую погружаешься в данный момент.



Вы подготовили не один курс лекций для студентов и школьников. Как рождаются темы для разговора с детьми? Ведь, когда говоришь о музыке, удержать внимание неподготовленной аудитории довольно сложно.

На протяжении многих лет музыкально-литературный лекторий филармонии (ему в этом году исполнилось 75 лет!) готовил циклы встреч для школьников. Знакомить с музыкальными жанрами имеет смысл с раннего возраста, сделать «прививку красотой живого звука», а то как бы не «заболели» потом. Совсем маленьким очень интересно узнавать про разные инструменты - и не просто слушать, а подойти поближе, потрогать, понять, как на нем играют. Иногда после концерта за уши не оттащишь от органа или ударной установки! У детей эта часть «программы», наверное, самая любимая. Обожаю придумывать театрализованные концерты, когда сама, вместе с артистами преображаюсь, играю роли и работаю с куклами. А ещё очень люблю патриотические программы. Кто, если не мы, сможет вселить в души детей гордость за то, что живут в стране с великими достижениями?



Если родители не интересуются искусством, музыкой, театром, то и детей школьные культпоходы вряд ли сделают заядлыми театралами. Вам так не кажется?

Главенствующая роль семьи, по-моему, всем очевидна, но не так много семей, где задумываются о культурном образовании ребёнка. Мы же стараемся влиять на то, что в наших силах. Дети приходят в школу учиться, и лекторийные живые встречи с музыкой – это воспитание чувств. Но когда люди приходят с детьми на наши филармонические семейные концерты «Музыку слушаем вместе» или «Джаз для всей семьи», то мне хочется крикнуть им «Браво»!



Вы работаете в филармонии уже 22 года, как сотрудник музыкального лектория видели разную публику. Как вам кажется, зритель за последние годы сильно изменился?

И да, и нет. С одной стороны, раньше люди гораздо чаще бывали на концертах, в том числе, и прямо на предприятиях. И билеты стоили недорого, и профсоюзные организации, сами предприятия могли оплатить концерт для своих сотрудников. С другой стороны, я бы не сказала, что настоящих ценителей, людей, которые «питаются» музыкой, было больше. Сегодня ведь человек платит за концерт из своего кармана. Значит, этот зритель действительно заинтересован, это его сознательный выбор — придти слушать живую музыку.



Кстати, звучание «живьем» и в записи принципиально различается? Что лучше - слушать эталонное исполнение в записи или не самое качественное исполнение, но «вживую»?

А это вечная дилемма! Запись значительно обедняет звук. Так что когда мы слушаем в записи оперного певца, мы не можем быть уверены, что в зале он звучит именно так. Некоторые голоса в записи звучат лучше, чем в жизни, а некоторые - как правило, большие, богатые голоса - в записи сильно теряют по сравнению с «живым» своим звучанием. Но, конечно, хочется слушать качественное исполнение. Без этого просто невозможно научиться понимать и ценить музыку. Мне кажется, имеет смысл сочетать «живые» концерты и записи. Можно даже послушать одно и то же произведение в исполнении нескольких великих музыкантов, чтобы понять, чем отличаются трактовки. И мой совет «бывалого» начинающим меломанам – уделите немного времени на собственную подготовку к концерту, узнайте об исполнителях, о музыке, которую будете слушать, и не забудьте красиво одеться и захватить сменную обувь. Вот увидите, вы почувствуете праздник!



Почему стоит ходить на концерты?

Хорошая музыка повышает качество нашей жизни, как книги или путешествия, например. Но если путешествия доступны далеко не всем, то книги и живая музыка доступны очень многим. Это универсальный способ остановить бег ежедневной суеты, задуматься о том, ради чего и куда бежишь, и почувствовать себя живущим полной жизнью.



Беседовала Наталья Карпинская



vesti-ufa.ru

dostavka-ufa.ru

# Вставил код Гугл аналитикс